Русский Медвежонок

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает более 2 миллионов участников из России и десятков зарубежных стран. Подробности о конкурсе — на сайте www.rm.kirov.ru. Там же опубликованы задания всех прошлых конкурсов.

Причины популярности «Русского медвежонка» те же, что и у его «старшего брата» — международного конкурса «Кенгуру – математика для всех». Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только «одаренным», но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

Приглашаем Ваших учеников принять участие очередном конкурсе «Русский Медвежонок – языкознание для всех». Он состоится 15 ноября 2018 года. Участвовать могут все желающие учащиеся 2-11 классов, без всякого предварительного отбора. Игра проходит по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Каждой из них будет предложен свой вариант из 30 (2-3 классам — из 28) заданий по русскому языку и лингвистике, большинство из которых по силам обычному школьнику. При желании могут попробовать свои силы (по вариантам 2-3 классов) и первоклассники. Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. На работу отводится 1 час 15 минут, так что устать никто не успеет. Итоги конкурса подводятся отдельно по классам. До 5 февраля в школы будут направлены ведомости с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке своей параллели, все участники игры — соответствующие сертификаты, а лучшие — призы. Подробнее правила и технология проведения конкурса в школе описаны в прилагаемой инструкции.

Составители старались подбирать задания, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогали в работе учителям. Вот несколько примеров из «Медвежонка-2016» (верные ответы отмечены жирным):

  • (2-3 кл.) Что бывает у дома, но не бывает у квартиры?

(А) дверь;  (Б) потолок;  (В) крыша;  (Г) окно;  (Д) стена.

  • (6-7 кл.) Миша сочиняет рассказ. В какой-то момент в его рассказе должен впервые появиться грузовик. Какое предложение лучше подходит Мише?

(А) Грузовик на огромной скорости вылетел из-за угла.

(Б) Из-за угла на огромной скорости вылетел грузовик.

(В) На огромной скорости грузовик вылетел из-за угла.

(Г) Грузовик вылетел из-за угла на огромной скорости.

(Д) Вылетел грузовик на огромной скорости из-за угла.

  • (10-11 кл.) — ...Этот кальян вым...н...л, или, правду сказать, вым...н...л

я у английского путешественника, — он принадлежал Шах-Аббасу.

Какие гласные буквы мы пропустили в этой цитате из повести А. А. Бестужева-Марлинского «Лейтенант Белозор»?

     (А) е-и, е-я;  (Б) е-я, е-и;  (В) и-а, е-я;  (Г) а-и, е-я;  (Д) е-я, а-и.